Корзина
15 отзывов
РЕКЛАМНО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "SARKU"
+77273191406
+77078989795
+77078989795
Ержан
+77076739640
Асхат сервис (по ремонту техники)

Ризограф и особенности тиражирования продукции на нем

Ризограф и особенности тиражирования продукции на нем
Дизайнер прочти эту статью перед началом верстки дизайна рекламного объявления

09.06.20

Ризограф - это особый копировальный аппарат

По внешнему виду ризограф похож на обычную цифровую печатную машину, но на самом деле это не так. Современный ризограф похож на электрографическую ЦПМ в сканировании оригинал-макета и удобстве работы, а на профессиональные полиграфические машины - в изготовлении печатной формы. Однако ризограф использует совершенно другую технологию печати – трафаретную. 
 

В работе все выглядит очень просто. В сканер (1) ризографа помещается оригинал-макет. На пульте (2) нажимается кнопка. Задается число копий, копирование идет со скоростью 120 копий в минуту. Через полминуты появляется первая копия. Бумага из лотка (3) проходит через ризограф и, уже напечатанная, попадает в лоток (4). Нижний ящик (6) - это подставка. Если в процессе работы произошел сбой (застрял лист внутри ризографа), можно открыть дверцу (5) и устранить неполадку.

 

Как работает ризограф?
 

Поясним по приведенной схеме.

 

Работа ризографа состоит из двух этапов. Первый этап начинается со считывания изображения оригинал-макета сканером (1). Оригинал-макет представляет собой лист белой бумаги с изображением, которое нужно тиражировать. Сканер преобразует его в электрические сигналы, поступающие в блок изготовления мастер-пленки (2). Мастер-пленка выглядит как тонкая бумажная лента с полимерным покрытием, намотанная на рулон (3). В блоке в полимерном покрытии прожигаются отверстия в точном соответствии со сканируемым изображением. Отрезок мастер-пленки (4), по длине равный листу оригинал-макета, отрезается ножом (11) и закрепляется на печатающем барабане (5). На этом заканчивается первый этап работы ризографа.

Барабан имеет сетчатую основу под тем участком, где закреплен отрезок мастер-пленки. Изнутри по сетке размазывается краска, поступающая из тубы (6). Краска пропитывает отрезок мастер-пленки и просачивается только через те участки, где имеются отверстия в полимерном покрытии. Если после этого к мастер-пленке приложить лист бумаги, на нем останется отпечаток - копия оригинала. В этом, собственно, и заключается второй этап работы ризографа.

На втором этапе барабан приводится в постоянное вращение в направлении, показанном стрелкой. Листы чистой бумаги из подающего лотка (7) захватываются механизмом подачи (8) и направляются между барабаном и прижимным валиком (12). Здесь и происходит перенос изображения на бумагу. Далее листы бумаги отлепляются от барабана или сами, или клювиком (13) и попадают в приемный лоток (9). На втором этапе оригинал-макет уже не используется.

Перед сканированием следующего оригинала уже не нужный отрезок мастер-пленки снимается с барабана и утилизируется (сминается) в емкость (10).

Вот и все! Следует добавить, что описанные выше процессы ризограф выполняет автоматически, хотя верится в это с трудом. Управление ризографом производится при помощи лишь одной кнопки и клавиатуры для задания количества копий.

Для печати другим цветом заменяется весь барабан. Для каждого цвета имеется свой барабан, хранящийся отдельно вместе с тубой для краски. Замена барабана производится вручную. Всего существует 4 вида красок для ризографа, но чаще всего в типографиях ограничиваются черной краской.

 


Технические характеристики

Здесь приведены технические характеристики имеющихся в типографии ВШЭ ризографов.

Формат

до А3

Плотность бумаги

65-210 г/кв. м

Разрешающая способность сканера

400 dpi

Масштабирование при сканировании

72-141%

Время получения первой копии

20 сек

Скорость копирования

до 130 копий/мин

Следует отметить, что по современным требованиям к полиграфической продукции качество печати ризографа достаточно низкое, так как:

·         во-первых, изображение копий приобретает некоторую "зубчатость" по сравнению с оригиналом, обусловленную отверстиями в мастер-пленке;

·         во-вторых, краска не ложится на бумагу равномерно. На больших темных участках заметна "ворсистость" изображения, зависящая еще и от качества бумаги.

Однако по своей оперативности, стоимости и оптимальным тиражам ризография занимает нишу, недоступную другим способам тиражирования: цифровой и офсетной печати.

Что любит и что не любит ризограф


1. Листы оригинал-макета должны иметь изображение только с одной стороны, иначе возможно просвечивание оборотной стороны при сканировании.
 

https://print.hse.ru/data/2017/10/21/1157791719/riso3.gif

2. Ризограф не любит темных изображений - таких, где очень много краски.  В этом случае при печати лист бумаги, миновав прижимной валик, остается приклеенным к барабану. Хотя на его пути клювик, он может и не зацепить лист, а если и зацепит, то смажет краску. Нормальные листы обычно сами отлипают от барабана благодаря упругости бумаги.
Нельзя точно определить, каков допустимый процент темных элементов изображения, однако при изготовлении оригинал-макетов следует стремиться избегать больших фотографий и инверсий (белый текст на черном фоне).

3. Оригинал-макет должен иметь поля не менее 1 см. Печать "под край" листа невозможна по двум причинам. С одной стороны - отклеивание бумаги от барабана (край листа не должен прилипать). С другой стороны - ризограф не обеспечивает точного совпадения копий, особенно в направлении движения бумаги. Такой разброс составляет в среднем 3-5 мм. При попытке печати "под край" краска, попавшая на валик неизбежно запачкает как его, так и оборотную сторону других листов. Проблему в некоторой степени можно решить последующей резкой копией, но при этом готовая продукция будет иметь меньший формат.

https://print.hse.ru/data/2017/10/21/1157791717/riso4.gif

4. Разброс изображений следует учитывать и при печати в несколько цветов. Участки изображения разного цвета должны отстоять друг от друга на 5 мм - тогда разброс будет незаметен. Ни о каком точном совмещении цветов говорить не приходится. Желательно для печати в несколько цветов готовить оригинал-макеты по одному листу для каждого цвета, а также еще один лист с совмещенным изображением.

https://print.hse.ru/data/2017/10/21/1157791723/riso5.gif

5. Если на копируемом листе имеется темная область, расположенная асимметрично относительно линии движения бумаги, возможна еще одна напасть - разворот листа при отклеивании от барабана. Такой лист застревает в ризографе, не долетев до приемного лотка. Следует стремиться к симметричному размещению темных областей.
https://print.hse.ru/data/2017/10/21/1157791724/riso6.gif

6. Если на оригинал-макете нет оттенков серого цвета, он может быть распечатан на лазерном принтере с любым разрешением начиная с 300 dpi. Однако при наличии полутонов разрешение не должно превышать 300 dpi. Во втором случае оттенки серого цвета передаются в виде растра из черных точек, визуально смотрящегося как серый цвет.

7. По техническим характеристикам ризограф допускает печать на бумаге плотностью от 46 г/кв. м, однако, как показала практика, такая бумага пропускает краску насквозь и, более того, сворачивается в трубочку, не долетев до приемного лотка. Лучше не использовать бумагу легче 80 г/кв. м. Бумага может быть белой или тонированной.

8. Ризограф совершенно не допускает печать на глянцевой и мелованной бумаге. Краска на глицериновой основе, используемая в ризографе, высыхает только на той бумаге, в которую может впитаться. Время высыхания для приемлемых типов бумаги - от 0,5 до 15 секунд. Эксперимент, проведенный на мелованной бумаге, показал, что краска на ней не высохла даже за три недели.

Особенности ризографии

https://print.hse.ru/data/2017/10/21/1157791641/riso7.gif

На графике показано место ризографии в сравнении с другими способами печати – цифровой печатью и офсетом (Х - ЦПМ, R - ризограф, O - офсет, S1 - стоимость печати одного листа, N - объем тиража).

Поскольку процесс ризографии состоит из двух этапов, затраты на него также распределяются на два этапа. На первом этапе это стоимость отрезка мастер-пленки и краски для его заполнения. Даже если на макете всего один маленький значок, краской заполняется весь отрезок мастер-пленки. Этим количеством краски можно испачкать листов триста бумаги, и, к сожалению, она пропадает впустую. На втором этапе расходуется только краска, попадающая на бумагу. Это можно выразить графиком.

https://print.hse.ru/data/2017/10/21/1157791647/riso8.gif

Верхний предел тиража ограничен стойкостью мастер-пленки, которая выдерживает около 4000 оттисков. Однако стоимость печати двух тиражей, например, по 3500 экземпляров не намного дороже одного тиража в 7000 (если выдержит мастер-пленка). Поэтому верхний предел тиражирования можно не принимать во внимание.

Следует указать, что тиражи более 20000 экземпляров выгоднее печатать на офсетных машинах, но тогда надо учитывать низкую оперативность офсетного способа печати и другие требования к технологии.

Оперативность ризографии

Скорость выполнения заказа очень важна для многих заказчиков. Можно сказать, что оперативность ризографии оправдывает ее недостатки.

При готовом оригинал-макете реально напечатать 100 копий за 2 минуты или 1000 копий за 10, но при условии, что в данный момент нет других заказов. Поскольку загруженность заказами трудно прогнозировать локально (т. е. сколько заказов будет сегодня), мы гарантируем сроки их исполнения от 1 часа до 2 дней. Тираж может быть изготовлен в вашем присутствии.

 

 

Другие статьи